Главная \ Новости "День за днем": \ 2016 год \ Мастер-класс «Кукольная история»

   "Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!
   Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!”

Т.Ю.Телегина

    В учреждении с  21 сентября 2015 года работает школа приемных родителей: среда с 18.00 до 21.00 и суббота с 10.00 до 13.00, адрес: г. Москва, ул. Вешняковская, дом 27а, тел. конт. 8(499)373-75-63.    В целях реализации комплекса мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства Вам предлагаются для скачивания рекламно-информационные материалы: 1. видеоролик - «Супергерои»  httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!МаSи/uсXRhnfC3; 2. видеоролик - «Объявления» httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!Мсеn!сvxсWq6wW ; 3. интернет-баннер «Объявление» - https://cloud.mail.rulpublic/Csch/emCdZFtr7, https://cloud.mail.rulpublic/2r1 S/Lm9U89ymF;4. интернет-баннер «Супергерои» - https://cloud.mail.rulpublicIJS8A/ypKjCМm23https://cloud.mail.rulpublic/Eyvk/2qMafun9X.

Мастер-класс «Кукольная история»

« Назад

20.02.2016 00:26

  

   В феврале воспитатель Коростелева Светлана Геннадьевна приготовила для педагогов нашего учреждения мастер-класс «Кукольная история». Она показала, как изготовить народную куклу «Травница».

Кукла - тряпичная,
А значит необычная!
Здоровье бережет
И к доброте зовет!

 

DSC00551  DSC00553  DSC00555

DSC00560  DSC00562  DSC00565

DSC00568  DSC00569  DSC00570

DSC00571  DSC00572  DSC00587

                                                                                                                         

  «Кукольная» история

По мнению ученных, кукла присутствовала в жизни человека еще с «начала времен», причем была очень важной персоной, заключающей в себе глубокий сакральный смысл. Во всех своих делах наши предки могли рассчитывать на помощь… куклы!

Кукла-баба — олицетворение женского начала. Она делилась секретами благоустройства жизни семьи.

 

 

 

Кукла-зернушка, такой себе «одушевленный» мешочек с отборными зернами собранного урожая (главного богатства!), обещала материальный достаток.

 

 

Кукла-веничек гасила семейные ссоры: стоило женщине, открыв двери настежь, вымести ею метафорический сор из избы, «погода» в доме налаживалась.

 

 

 

 

Кукла-собеседница помогала молодой жене адаптироваться в новом доме (ее обязательно давали в приданое, чем не прикольный подарок женщине): ей всегда можно было выплакаться, если что-то не ладилось (этакая психотерапия).

 

 

 

Кукла-десятиручка помогала освоить хозяйственные премудрости.

Кукла-оберег сохраняла мужа на войне или в далеком странствии, напоминая о родном очаге и любимой…

Кукла-целительница избавляла от хворей — специально изготовленную, с кусочком сырого мяса внутри, куклу на ночь клали под кровать больного, а наутро отдавали собаке, которая «съедала болезнь». Похожий обычай существовал и в Японии: на куколку «сбрасывали» недуги владельца, отправляя ее по реке в путешествие на бумажном кораблике (бумага размокала, кукла тонула — человек выздоравливал).

Безусловно, все эти игрушки были для взрослых.

А у детей, естественно, были свои куколки.

Закрутка, Мотанка и Стригушка

Первую лялю мама мастерила младенцу, едва почувствовав, что беременна. Тряпичная кукла-закрутка (вепсская кукла) изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).  

Куклу-мотанку мама мастерила, когда малыш подрастал. Изначально за ее основу брали сноп сена, наматывая на него слои ткани (такую делали на Масленицу и Ивана Купала). Потом упростили технологию: сворачивали цветной лоскут, обтягивали «лицо» белым полотном, боковые остатки ткани скручивали в виде рук. Кукла могла быть как одетой (в традиционный народный костюм), так и голенькой — по желанию мастерицы, которой вполне могло быть всего лишь 5-6 лет! Кукольное дело девочки осваивали рано и очень старались — ведь по «изысканности» игрушки судили о вкусе и мастерстве маленькой мастерицы. Лицо мотанке не рисовали – кукла с лицом согласно народным поверьям получала душу и могла ребенку навредить. Вместо этого часто делали крест из ниток (крест в круге — это сакральный знак, несущий солнечную энергетику).

Кукла-стригушка тоже была очень популярной. Ее делали из стриженой травы или соломы. Такого добра было сколько угодно летом в поле, куда малыши сопровождали работающую маму. Кукла, наскоро сделанная из подручных средств, могла надолго «забавить» ребенка… и даже полечить — если в нее вплетали душистые травы, обладающие целебными свойствами. 

Кручу-верчу … делаем куклу!

     Воссоздать историческую реальность сегодня — проще простого! Можно «смотать» тряпичную куколку из цельного лоскута ткани. А можно освоить вариант посерьезнее…  
     Прежде всего, изготавливаем «скалку» (основу куклы) из плотной белой ткани, набитой шерстью или синтепоном. Низ можно утяжелить камушком — для устойчивости. Затем оформляем голову куколки — примерно 1/5 часть «скалки», украшая ее затейливой прической из ниток или красивым платочком. Традиционный наряд «барышни» — сарафан: прямоугольный лоскут, стянутый на нитку по горловине, к нему же прикрепляем и ручки с туго набитыми «кулачками». Кукла готова!
     Прихорошите ее по своему усмотрению: накинув бусы, вплетя ленту, подпоясав нарядным пояском. Эту «ручную» красавицу ребенок может с уверенностью назвать Своей — такой ни у кого нет!
     Кстати, можно сделать куколку похожей на ее хозяйку, ведь кукла — это наше отражение, с помощью которого мы ищем свое «я». Настоящий эксклюзив! В который мы вложили и наше представление о гармоничном человеческом образе, и тепло рук, и частичку души. Который незримо связывает нас с историей и культурой целого народа. А вы думали — это просто игрушка? Идеально! По мнению психологов, народная кукла игрушка — лучшее, что можно предложить ребенку, потому что: Натуральные материалы не только экологичны, но и дают малышу правдивую информацию о мире: например, большой деревянный кубик по-честному тяжел, в отличие от своего пластмассового собрата.
    Ощущая разные фактуры природных материалов (дерева, глины, ткани), малыш познает мир целостно и гармонично. Игрушка «слушается» ребенка (а не живет «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла), что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение. Особенно полезны куклы без лица — они оставляют ребенку максимальный простор для фантазии: кукле можно «присвоить» любые эмоции, в зависимости от настроения ребенка!
    Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям — у ребенка возникает желание шить и вязать для нее, обустраивать ее «место жительства»… Причем хочется делать это самому, а не покупать! А изготовление чего-либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!» Будем растить созидателей?
Интересно! Детская игра с куклами была весьма уважаемым занятием. Существовала примета
: если дети много и весело играют в куклы, в семье будет прибыль.