"Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!
   Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!”

Т.Ю.Телегина

    В учреждении с  21 сентября 2015 года работает школа приемных родителей: среда с 18.00 до 21.00 и суббота с 10.00 до 13.00, адрес: г. Москва, ул. Вешняковская, дом 27а, тел. конт. 8(499)373-75-63.    В целях реализации комплекса мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства Вам предлагаются для скачивания рекламно-информационные материалы: 1. видеоролик - «Супергерои»  httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!МаSи/uсXRhnfC3; 2. видеоролик - «Объявления» httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!Мсеn!сvxсWq6wW ; 3. интернет-баннер «Объявление» - https://cloud.mail.rulpublic/Csch/emCdZFtr7, https://cloud.mail.rulpublic/2r1 S/Lm9U89ymF;4. интернет-баннер «Супергерои» - https://cloud.mail.rulpublicIJS8A/ypKjCМm23https://cloud.mail.rulpublic/Eyvk/2qMafun9X.

Мир в ладошках

« Назад

25.01.2016 09:48

    15 января 2016 года на заседании педагогического совета профессионального сообщества педагогов ГКУ ЦССВ «Центральный» был рассмотрен и утвержден план педагогической работы на 2016 год,   а также воспитателем Медведевой Е.В. была представлена  рабочая программа «Мир в ладошках» по использованию нетрадиционных техник рисования для детей от 6 месяцев до 2 лет. По результатам заседания коллектив педагогов принял решение использовать данную программу в нашем учреждении  с целью повышения адаптационных возможностей детей.

МИР в ЛАДОШКАХ

                                                                                         

Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

        Рассмотрена                                                                          "Утверждаю"

и одобрена педсоветом                                                                Директор

                 Протокол № 1                                                                 ЦССВ «Центральный»

                                                                                                                 Директор Т.Ю.Телегина

         «15» января 2016  г.                                                     «25» января 2016 г.

Рабочая программа

«Мир в ладошках»

 по использованию нетрадиционных техник рисования 

 для детей от 6 месяцев до 2 лет

срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Медведева Елена Викторовна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Москва

2015 год

Содержание:

№№  Разделы № страницы
1 Пояснительная записка:  3-5
  Цели и задачи.  
  Участники программы.  
  Сроки реализации программы.  
  Формы и режим занятий.  
  Ожидаемые результаты.  
  Нетрадиционные техники рисования, используемые в раннем возрасте.  
2 Учебно-тематический план рабочей программы «Мир в ладошках»для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев.  5-6
3 Учебно-тематический план для детей в возрасте от 9 мес. до 1г. 6 мес.  7
4 Учебно-тематический план для детей в возрасте от 1г. 6 мес. до 2 лет.  7-8
5 Методические рекомендации.  8-9
6 Методика проведения занятий для детей от 6 мес. до 1 года.  9-10
7 Методика проведения занятий для детей от 1г. до 1г. 6 мес.  10
8 Методика проведения занятий для детей от 1г. 6мес. до 2 лет.  11
9 Используемая литература.  12

       

     Пояснительная записка:
    Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению компонента «Рисование» детей от 6 месяцев до 2 лет; определены наиболее оптимальные и эффективные, для детей раннего возраста, содержание, формы, методы и приемы организации данного процесса. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционального, сенсорного развития ребёнка от 6 месяцев и до 2 лет и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребёнка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.

    К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе с взрослым. В этом возрасте мы уже можем привлечь младенца к рисованию благодаря его умению действовать с предметами. Такие совместные действия стимулируют познавательный интерес и исследовательскую активность у малыша.

   Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона, как для ребенка, так и взрослого. Например, мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже - можно, но раньше - не имеет смысла. 

   Именно во втором полугодии происходит интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

   Итак, шестимесячный малыш готов к совместному творчеству - рисованию красками. Далее ребенок, начиная понимать речь взрослого, быстро соображает, что надо делать с краской. Рядом с взрослым кроха чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать, мы здесь выступаем в роли инструктора - партнера по совместным действиям.

    Доказано, что рисунки малыши обладают успокаивающим действием на психику взрослых. 

   Многие украшают шедеврами малышей комнаты или даже рабочие места. После рассматривания таких необычных картин можно зарядиться хорошим настроением, а также избежать стресса.

   Новизна данной программы заключается в целенаправленной совместной игровой деятельности с использованием нетрадиционных методик, что способствует дальнейшему развитию детей, и позволяет снять эмоциональное  напряжение.

      Актуальность программы состоит в том, что рисование стимулирует развитие памяти, мышления, восприятия, эмоциональной сферы и творчества. Светило педагогической мысли В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки детских способностей и дарований лежат на кончиках их маленьких пальчиков. Он утверждал, что чем больше развита рука малыша, тем он умнее и сообразительнее. Психологи связывают это с тем, что рисование задействует у детей зрительный анализатор, моторную систему, осязание. Через развитие мелкой моторики у ребенка происходит созревание мозговых структур, отвечающих за речь. Соответственно, он быстрее начинает говорить, пытаясь выразить себя.

     Цель:

 Снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.

    Задачи:

   1. Развитие творческого потенциала и личностных качеств ребенка, используя различные нетрадиционные техники изобразительного искусства.

    2. Установление контакта между взрослым и ребенком посредством творческой деятельности.

    3. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы).

    4. Развитие тактильных ощущений (фактура краски и бумаги).

    5. Развитие координации «рука-глаз».

    6. Развитие мелкой моторики.

    7. Развитие у ребенка познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления и речи).

   8. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

    9. Развитие образа  «Я».

    Участники программы:

 Участниками программы являются воспитанники Центра  в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

    Сроки реализации программы:

   ЦССВ является учреждением кратковременного пребывания, поэтому программа рассчитана на год и составлена по возрастам.

   Формы и режим занятий:

Общее количество игровых занятий в год – 36.

Количество игровых занятий в неделю – 1, в месяц – 4.

  Длительность игровых занятий:

- от 6 до 9 месяцев в 4 период бодрствования – от 3 до 5 мин.

- от 9 месяцев до 1 года в 3 период бодрствования – от 5 до 10 мин.

- с 1 года до 1 г. 6мес. в 3 период бодрствования – от 5 до 10 мин.

- с 1 г. 6мес. до 2 лет во второй половине дня – от 10 до 15 мин.

   Форма проведения игр - индивидуальная.

    Ожидаемые результаты:

  - В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

  - Появляется возможность установление контакта между взрослым и ребенком, посредством совместной игровой деятельности.

  - Формируется доверие к другим людям, что в дальнейшем позволит социально адаптироваться к новым условиям.

 Нетрадиционные техники рисования, используемые в раннем  возрасте:

  Рисование пальчиками: ребенок опускает в краску пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, и смываются водой.
  Рисование ладошками: ребенок опускает в краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными в разный цвет. После работы руки вытираются салфеткой, и смываются водой.
  Рисование стопами.
  Рисование губкой: нанести рисунок на губку и методом штампа рисовать на бумаге.
  Рисование с помощью трафаретов.


 Учебно-тематический план рабочей программы «Мир в ладошках»
для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев:

Темы Задачи Кол-во занятий
1. Знакомство с краской – как изобразительным материалом, бумагой. Свободное размазывание краски по бумаге ладонью или пальцами. Установить контакт с малышом, вызвать у него положительные эмоции. Учить свободно размазывать краски по бумаге ладонью или пальцами. 7
2. Знакомство с рисованием пальчиком. Познакомить с изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги.  7
3. «Дождик кап-кап-кап». Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги.  2
4. «Ежик яблочки несет». Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги.  2
5. «А снег идет». Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги.  2
6. Знакомство с рисованием коротких линий пальчиком. Показать приемы получения коротких линий пальчиком. 7
7. «Рисуем желтое солнышко».(знакомство с цветом на ассоциативном уровне). Развивать речь, цветовосприятие и память малыша, вызвать положительные эмоции. 3
8. «Синий мяч»(знакомство с цветом на ассоциативном уровне). Развивать речь, цветовосприятие и память малыша, вызвать положительные эмоции. 3
9. «Зеленая травка»(знакомство с цветом на ассоциативном уровне). Развивать речь, цветовосприятие и память малыша, вызвать положительные эмоции.  3
    Итого: 36 

      Учебно-тематический план рабочей программы «Мир в ладошках»
для детей в возрасте от 9 до 1 г. 6 месяцев: 

Темы Задачи Кол-во занятий
1. Учить рисовать с помощью трафарета. Вызывать у ребенка интерес к манипулированию краской; развивать исследовательскую деятельность ребенка, цветовое восприятие, внимание, мелкую моторику; создать тесный контакт взрослого и ребенка. 2
2. «Листопад». Рисование с помощью трафарета. 3
3. «Яблоки». Рисование с помощью трафарета. 3
4 «Снеговик». Рисование с помощью трафарета. 2
5. Учить рисовать «ляпушкой» (кусочек поролона, привязанный к палочке). Учить детей правильно пользоваться «ляпушкой», обмакивать ее в краску и наносить на поверхность бумаги, развивать внимание, моторику рук. 3
6. «Букет цветов». Рисование «ляпушкой». 4
7. «Дождик кап-кап». Рисование пальчиком или «ляпушкой». 3
8. Листья на заранее нарисованном дереве - пальчиком или «ляпушкой». 4
9. Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони - пальчиком или «ляпушкой».  3
10. Снегопад - пальчиком или ляпушкой на синей бумаге. 2
Итого:    29

    Учебно-тематический план рабочей программы «Мир в ладошках»
для детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет:  

Темы Цели Кол-во занятий
1. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ладошкой, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.  2
2. Рисуем цветы ладошкой. 4
3. Рисуем солнышко ладошкой. 2
4. Рисуем крону дерева ладошкой. 4
5. «Вишневый компот». Знакомить с техникой печатания картофельной матрицей. Познакомить детей с техникой рисования штампиками,   развивать моторику пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. 2
6. «Воздушные шарики». Печатание картофельной матрицей. 3
7. Рисуем карандашами. Учить удерживать карандаш в руке, рисовать прямые линии, развивать моторику рук, формировать интерес к рисованию карандашами. 2
8. «Дождик кап-кап». Рисование карандашами. 3
9. «Заборчик». Рисование карандашами. 4
10. «Травка». Рисование карандашами. 4
11. «Первые снежинки». Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить повторять изображение, заполняя все пространство листа. 3
Итого: 33

 

 Методические рекомендации:

  Перед занятием надо убрать с рабочей зоны малыша лишние предметы и оставить только необходимые для живописи принадлежности. Подготовьте заранее рабочее место и одежду ребенка.
  В зависимости от возраста малыша длительность занятия по рисованию должно быть от 5 до 15 минут. Количество занятий в неделю колеблется от одного до двух раз. В ходе занятия обращайте внимание на  настроение и самочувствие ребенка.
 Игра с красками является индивидуальной формой работы с детьми. Игровые занятия можно организовать от 1г. 6 мес. до 2 лет в миниподгуппе только после того как ребенок адаптируется в совместной деятельности с педагогом. В миниподгруппе должно быть не больше двух детей.
  Для работы надо использовать сначала одну или две краски теплых тонов, при этом называть ребенку название цвета и объяснить, что красками можно рисовать и их не нельзя пробовать на вкус.
  Эффективность занятия зависит не только от активности малыша, но и настроения педагога. Чем больше проявляет педагог интерес  творчеству маленького художника, тем быстрее малыш познает технику рисования. Особенно важен при словесном общении визуальный контакт  ребенка с педагогом.
После завершения игры с красками обязательно похвалите малыша и приберите рабочее место.

  Материал:

  1. пальчиковые краски;

  2. восковые мелки (это уже когда "окрепнет" рука);

  3. бумага белая разных форматов;

  4. подстилка (клеенка);

  5. фартучек;

  6. чистая влажная тряпочка (вытирать руки после пальчиковых красок).

 
  Методика проведения занятий для детей от 6 мес. до 1 года:
  Ребенок сидит на руках у воспитателя, краски лучше помещать на плоскую поверхность (блюдце или пластмассовая крышка), так ребенку легче брать краску, для каждой краски необходимо иметь одноразовую ложечку.

  Перед началом рисования показываем ребенку предмет определенного цвета и называем его, затем показываем краску такого же цвета и опять называем цвет.

  На первом занятии даем один цвет и знакомим с краской как изобразительным материалом. Для этого сначала рисует воспитатель, а потом окунаем пальчики ребенка в краску и даем ему возможность почувствовать консистенцию краски, рассмотреть свои пальчики.

  Рисовать даем двумя руками. Ребенку на первых занятиях надо показывать, как можно размазывать краску по листу. Со временем он сам будет манипулировать с краской и бумагой.

  Постепенно на занятиях увеличиваем количество цветов (до 4-х основных: красный, синий, зеленый, желтый; белый даем для рисования на цветном фоне). Всегда придерживаемся правила: соотносим цвет предмета и краски.

  Предоставляем возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом (краской) хорошо, чтобы воспитатель рисовал одновременно с ребенком (только на отдельном листе). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

  У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать).

  С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.

  Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент.

 Занятия проводятся раз в неделю. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего 2 - 3 минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз.       Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать бумагу и краски – сигнал к завершению занятия.

 

 Методика проведения занятий для детей от 1 года до 1 г. 6 месяцев:
  Детям, которым исполнился год, предлагаем познакомиться с кисточками для рисования.

  Чтобы малыш быстрее адаптировался к кисточке, придумайте веселые игры с ее участием: гладьте кисточкой ручку малыша, проводите линии кисточкой на белой бумаге, поиграйте с малышом сухой и мокрой кисточкой и т.д. При этом подкрепляйте свои действия словами. Обратите внимание ребенка на то, что сухая кисточка не оставляет след на бумаге, а мокрая – наоборот.

   Для занятий живописью с детьми после года рекомендуется использовать для каждого цвета отдельную кисточку.

   После того как юный художник привык к основному инвентарю ему можно предложить краски. Начинать нужно с оранжевой и желтой цветовой гаммы. Не следует использовать на первом занятии красные или темные цвета, так как они могут испугать малыша. Для работы понадобятся все цвета радуги и белая краска.

   Так же в этом возрасте можно ознакомить детей с техникой рисования губкой.

 

  Методика проведения занятий для детей от 1 г. 6мес. до 2 лет:
  Вначале занятия создаем игровую ситуацию для привлечения внимания ребенка и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации).

  Перед тем как изобразить предмет, его рассматривают и ощупывают, в некоторых случаях показывают приемы его изображения.

   Дорабатывая рисунок дополнительными элементами, нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали.

   Рассматривая детские рисунки, им дается только положительная оценка.  Дети должны радоваться полученному результату.

   В начале мы предлагаем детям лист формата А4, а затем — формата А3. Детям 1 г.6мес. предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

  Приготовьте лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее. Продолжительность занятий — до 15 минут и немного более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. 
   Работа с разным материалом – мелками, фломастерами, красками – помогает развивать правильный захват, разнообразить деятельность. Но включать новые и новые принадлежности нужно постепенно. 
   С двух лет можно перейти к следующему этапу – рисовать не абстрактные хаотичные линии, а уже что-то осмысленное. Покажите ребёнку, как карандашом сделать круг, треугольник, квадрат. Олицетворяйте каждое его художество: круг – солнышко, квадрат – домик, зигзаги – травка. Пусть у ребёнка появится цель и интерес нарисовать что-то конкретное. Рисуйте с ним вдвоём. Малышу нужна ваша помощь, поддержка, и одобрение. Пытайтесь найти в рисунках, которые пока кажутся бессмысленными, сходство с чем-либо реальным. Хвалите ребёнка. Он становится уверенным, счастливым и с удовольствием продолжает это увлекательное занятие.

 Используемая литература:
 - М. В. Гмошинская, «Художники в памперсах», Интернет-ресурс.
 - Е. А. Янушко, «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)». Методическое пособие для воспитателей и родителей. - Москва, Мозаика -  Синтез, 2006 г.
 - «Игры с красками: (рисование в младенческом возрасте). Ранний возраст»/Т. В. Королёва,  Москва, ТЦ Сфера, 2008 г.
 - Марина Озерова, «О детском рисовании»,  Москва,  2013 г.
 - А.В. Никитина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей, Санкт-Петербург, Каро,  2008 г.