Главная \ Социально-педагогические услуги \ Методическая копилка: \ Коррекция последствий жестокого обращения

   "Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!
   Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!”

Т.Ю.Телегина

    В учреждении с  21 сентября 2015 года работает школа приемных родителей: среда с 18.00 до 21.00 и суббота с 10.00 до 13.00, адрес: г. Москва, ул. Вешняковская, дом 27а, тел. конт. 8(499)373-75-63.    В целях реализации комплекса мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства Вам предлагаются для скачивания рекламно-информационные материалы: 1. видеоролик - «Супергерои»  httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!МаSи/uсXRhnfC3; 2. видеоролик - «Объявления» httрs://сlоud.mаil.rulрuЫiс!Мсеn!сvxсWq6wW ; 3. интернет-баннер «Объявление» - https://cloud.mail.rulpublic/Csch/emCdZFtr7, https://cloud.mail.rulpublic/2r1 S/Lm9U89ymF;4. интернет-баннер «Супергерои» - https://cloud.mail.rulpublicIJS8A/ypKjCМm23https://cloud.mail.rulpublic/Eyvk/2qMafun9X.

Коррекция последствий жестокого обращения

« Назад

08.11.2016 14:25

 

     Коррекция последствий жестокого обращения  у детей-сирот дошкольного возраста методами М.Монтессори

    Беккер М.Е., педагог-психолог, Монтессори-педагог ГКУ ЦССВ «Центральный» ДТСЗН г. Москвы, эл. адрес- prigojina.m@yandex.ru

    Последнее время увеличилось количество социальных сирот, в семьях которых, родители ограничены или лишены родительских прав. Наиболее распространенной причиной нахождения ребенка в системе специализированных учреждений является жестокое обращение с ними в семье. Помимо таких последствий, как отставание в физическом развитии, отставание в речевом развитии, трудности в воспитании, отставание в общем развитии от своей возрастной нормы, психосоматические проявления и т.д., дети, пережившие ту или иную форму насилия и жестокости, находящиеся в специализированных учреждениях, сталкиваются с недостаточной информированностью об окружающей жизни, однообразием в повседневной жизни, а так же у них наблюдается такой феномен как госпитализм [1, 3]. Находясь каждый день в закрытом учреждении, дети не получают достаточных знаний о жизни за его пределами, а количество детей в учреждении не всегда позволяет осуществлять индивидуальную работу с ними, что позволило бы повысить эффективность коррекции тех или иных состояний, с которыми дети поступают в учреждения.

    В течение последних 5 лет в Москве сохранятся большое количество детей помещенных в специализированные учреждения на основании акта об изъятии ребенка, находящегося в социально-опасном положении. По результатам первичных комплексных обследований практически все дети подверглись той или иной форме жестокого обращения, начиная с пренебрежения нуждами ребенка, заканчивая более серьезными видами жестокого обращения, такими как физическое или сексуальное насилие. На данный момент государство уделяет большое внимание вопросу профилактики последствий жестокого обращения с детьми [2, 3]. Одной из целей нашего исследования является разработка методических рекомендаций, способствующих профилактике последствий жестокого обращения у детей младшего дошкольного возраста в условиях специализированных учреждений.

    В 2013 году, при поддержке отдела детства Департамента здравоохранения города Москвы и немецких специалистов в области работы по системе Монтессори, был запущен проект по внедрению Монтессори-педагогики в качестве образовательной программы специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для апробации данного проекта было выбрано 5 учреждений.

   В исследовании приняли участие 200 детей младшего дошкольного возраста,
50% детей находились в учреждениях, реализующих Монтессори-педагогику, а 50% - в учреждениях стандартного типа. Первичная комплексная диагностика позволила говорить о том, что у детей, поступающих в учреждения наблюдается [1]:

   - отставание в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей, развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, эмоциональном развитии;
замедленная реакция, апатия, отсутствие любопытства, сниженный интерес к окружающему миру;
   - отсутствие игры или игра, без какого бы то ни было энтузиазма;
   - в некоторых случаях присутствует самоповреждающее поведение, стереотипные действия, нахождение в тревожно-мнительном состоянии.

    Наблюдения за детьми в течение года, позволили отметить положительную динамику в развитии у всех детей. Однако, у детей, в экспериментальной группе показатели были в два раза выше, чем у контрольной группы. Так, например, дети, находящиеся в группах, реализующих Монтессори-педагогику, имели намного больше навыков самообслуживания, приемлемого социального поведения, у них появился интерес к познавательной деятельности, они стали более усидчивы, могли заниматься самостоятельно, доводить свою работу до конца.

    В дополнении, мы провели статистический анализ жизнеустройства этих детей. Так, в экспериментальной группе 93% детей были жизнеустроены в семьи,
а в контрольной группе – 71% от обследуемых детей, из них 15,5% детей были возвращены в учреждения повторно, в то время как в экспериментальной группе данный процент сводиться к нулю [2].

    На наш взгляд, наиболее важным результатом данного исследования является то, что в экспериментальной группе дети не попадали в специализированные учреждения повторно, при устройстве их как в новую семью, так и при возврате в кровную.
    В то время как повторное возвращение детей в специализированные учреждения в контрольной группе в большей степени имели место быть в кровных семьях, т.е. там, где был выявлен факт жестокого обращения. Именно благодаря данным наблюдениям и результатам, можно говорить о том, что воспитание и развитие детей  в Монтессори-среде, может являться профилактикой последствий жестокого обращения в семье.

    Мы не можем делать однозначные выводы о том, что полученные результаты были исключительно заслугой реализации в детских учреждениях  Монтессори-педагогики, т.к. с детьми работали педагоги-психологи, воспитатели, логопеды, учителя-дефектологи, с семьями работали специалисты школ приемных родителей, специалисты службы сопровождения и социального патроната. Однако, мы можем констатировать, что дети развиваются более гармонично и становятся более самостоятельными находясь в Монтессори-среде, что в свою очередь положительно сказывается на их жизнеустройстве, как при возвращении в кровную семью, так и в новой приемной семье, исключая риски вторичного попадания в систему специализированных учреждений.

   Литература:
- Мухмедрахимов Р.Ж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В., Гроарк К.Я., МакКолл Р.Б. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Дефектология, 2003. №4. С. 44 – 53.
- О положении детей в Российской Федерации: Ежегодный государственный доклад. М., 2015.
Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993.