"Главное для каждого ребенка быть счастливым и расти в заботливой и любящей семье!
   Благодаря участию каждого из нас в судьбе хотя бы одного ребенка, мир для него станет ярче и теплее, а это так важно для каждого малыша, оставшегося без родительской опеки!”

Т.Ю.Телегина

Дорогие коллеги, приемные родители и кандидаты, воспитанники и выпускники центров содействия семейному воспитанию! Запущены единые страницы портала опеки и попечительства, поддержки детей-сирот в социальных сетях: Фейсбук:  https://www.facebook.com/portalsiroty  В  Контакте:   https://vk.com/portalsiroty   Твиттер: https:// twitter.com/Portalsiroty  Инстаграм: https://www.instagram.com/portalsiroty.   Здесь будет освещаться жизнь столичных ЦССВ, Центра социальной (постинтернатной) адаптации и Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство». Мы надеемся, что много полезной для себя информации найдут приемные родители и люди, задумавшиеся о принятии в семью ребенка. Своими знаниями и опытом на страницах будут делиться специалисты – психологи, педагоги, юристы, социальные работники. В учреждении по адресу: г. Москва, ул. Вешняковская, дом 27А с 21 сентября 2015 года работает школа приемных родителей - среда с 18.00 до 21.00 и суббота с 10.00 до 13.00, тел. конт. 8(499)373-00-50.

Русский фольклор

« Назад

24.03.2015 02:50

    В марте воспитатели Плужник Марина Анатольевна и Трепова Светлана Сергеевна познакомили педагогический коллектив с русскими народными потешками, колыбельными, закличками, которые они используют для работы с детьми в своей группе. Педагоги поделились своим опытом работы, тем, как они используют детский русский фольклор во время проведения режимных моментов с малышами.

 

DSC06529  DSC06529  DSC06530                                                                                                                   

DSC06533  DSC06544  DSC06535 

 

DSC06545                                                                                                                      

    Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народные знания. 
    Согласно выводу М.Н. Мельникова – «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров». 
    Основные жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали ребёнка. Они возникли из-за острой необходимости безболезненного перевода ребёнка из состояния бодрствования в сон. Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка в колыбели и на руках. Одновременно они обращались к нему с песней. Умение укачивать ребёнка считалось настоящим искусством. Колыбельные песни исполнялись до тех пор пока ребёнок не засыпал. Для них характерно: монотонность, повторение напева, тихая приглушенная динамика.
    Если в колыбельных песнях большинство мотивов не понятны ребёнку, то поэзия пестования чётко связана с интересами, запросами и потребностями ребёнка. Поэтому её считают собственно детским фольклором.
   Каждая из трёх групп текстов предназначена для детей определённого возраста.
- Самым маленьким адресованы пестушки. Они помогают воспитывать физически здорового, жизнерадостного человека, поддерживать в ребёнке, в часы его бодрствования радостные эмоции.
- Детям чуть постарше (на втором году жизни) – потешки. Это – особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого.
- Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить не него. Прибаутки – это «смешное выражение или небольшой смешной рассказ». Это стишки, песенки, которые развлекают и потешают детей.
   Большинство пестушек, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя легко запоминают их приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.          
  С поступлениям малыша в Дом ребенка в его жизни происходит множество серьёзных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течении длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.
   Одной из основных задач педагога является – способствовать благоприятной адаптации малыша в Доме ребенка, установление добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребёнка. Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более эмоциональным и общительным.
   Одной из форм для благоприятной адаптации детей является фольклор, который используется во всех видах деятельности. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Во время проведения режимных моментов осуществляется обогащение социально-бытового опыта ребёнка, приобретаются навыки необходимые ребёнку в повседневной жизни.
    Как показывает опыт соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под весёлые народные песенки, потешки, пестушки, да и различные формы фольклора легче запоминаются если их использовать в режимных моментах.

Мы просыпаемся с потешками:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки, Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!  
Потягушки – потягушки,
Кто тут сладки на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Умываемся:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!  

Принимаем пищу:
Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
Пышка, лепёшка
В печи сидела
На нас глядела,
В рот захотела.
Утка утёнка,
Кошка котёнка,
Мышка мышонка,
Зовёт на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где твоя ложечка?
Скушай хоть немножечко!    

Одеваемся:
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова,
Ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдём гулять.
Будем с детками играть.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.  

Учимся ходить:
Встань, малыш ещё разок
Сделай маленький шажок,
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом. Топ-топ!  
Куда бежите ноги по лестной дороге,
С бугра на бугор, за ягодой в бор,
В зелёном бору тебе наберу
Чёрной черники и алой земляники.  

Сидим на горшке:
Тёма, Тёма – малышок!
Ты садись-ка на горшок,
Не ходи угрюмый
Посиди – подумай!

Купаемся:  
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху.  

Ложимся спать:
Баю, бай, баю, бай,
Ты собачка на лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди!
Тёмна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшу положить,
Ваня будет крепко спать,
Котик – Ванечку качать.

  Ещё мы хотим познакомить вас с забытыми и малоизвестными жанрами детского фольклора, которые представляют для нас определённый интерес. Заклички – (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать) это стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Заклички веселят детей.

  Дождик, дождик, лей, лей, лей,
Загони во двор гусей.
Мои гуси у реки,
Их заели жуки.  
Солнышко, солнышко
Красное, семёнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам по - добрее.  
Ручка – красавица
Чистая водица!
Пусти нас остудиться,
Поплавать, помыться!  

   Приговорки – короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. В основе лежит различные поверья.

Бабочка – красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко.  
Птичка – птичка – соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли – тирли – тирли – лей
Жить нам станет веселей.  
Пчёлка, пчёлка дай мне мёда,
Что б полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчёлка работящая!»  

    Таким образом, произведения народного поэтического творчества оказывают разносторонние воздействия на воспитания ребёнка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, познавательной активности малышей. Знакомство с народными потешками, песенками расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру.
   
Задача воспитателя помочь им в этом.